РМО учителей русского языка и литературы 20.12.2019
20 декабря 2019 года на базе МОУ ООШ №5 п.Дарасун было проведено заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы Карымского района в рамках общеметодической темы «Внедрение в практику эффективных информационно – коммуникативных технологий, направленных на повышение качества обучения и развитие познавательной компетентности обучающихся».
Второе заседание было посвящено теме: «Изучение литературных произведений как явление искусства слова». В работе методического объединения приняли участие 16 педагогов из МОУ СОШ №1, №2, №5 п.Карымское, МОУ СОШ №1, №3 и ООШ №5 п.Дарасун, МОУ СОШ с.Большая Тура и с. Нарын- Талача, МОУ СОШ с. Тыргетуй, ООШ с.Кайдалово и с. Жимбира. Работу РМО предварил эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение «Здравствуй, друг!», который провела педагог—психолог Щебенькова Оксана Валентиновна.
Далее участникам РМО были предложены для работы открытые уроки литературы по теме методического совещания. Цель данных уроков: показать работу с текстом на уроках литературы, потому что анализ текста с использованием коммуникативных технологий является эффективной единицей обучения.
Первый урок литературы в 6 классе: «В чем правда героев? (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк») был проведен учителем Апрелковой Викторией Викторовной. Ребята, работая в группах, составили характеристики героев, провели работу со словарем, посмотрели отрывок из фильма. Они отвечали на поставленные вопросы, подтверждали свои знания цитатами из текста, комментировали ответы, выяснили позицию автора по отношению к героям рассказа. Руководство учителя при выполнении различных заданий было инструктирующим, корректирующим, что способствовало развитию самостоятельности и ответственности.
Второй урок по теме: «Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве на примере героев из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» был интегрированным. Его дали два учителя: учитель русского языка и литературы Баланева Татьяна Васильевна и учитель ИЗО Мухамадеева Елена Анатольевна. Цель урока: создать условия для формирования представлений о художественных и изобразительных образах в процессе изучения сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Урок включал восемь этапов. Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, она позволила логически верно определить структуру урока – анализа текста: эмоциональный настрой, постановка цели и задач, для обобщения учитель использовал презентацию, что позволило ему оформить содержание наглядно, образно и ярко; применяя знания и умения в новой ситуации, ребята работали с учебником, сравнивали образы героев, писали характеристику главных героев. На рефлексивно-оценочном этапе работали в группах: им было предложено раскрасить наброски и дополнить их по желанию содержательными элементами.
Урок литературы в 9 классе, проведенный руководителем РМО Ардашовой Т.Ю. по теме «Поэзия – моя держава», представлял собой урок – исследование по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Цель урока: в результате исследовательской деятельности обучающихся прийти к решению проблемного вопроса: каковы поэтические миры Пушкина и Лермонтова? Содержание урока способствовало достижению обучающимися как предметных результатов (определять значение картин природы в стихотворениях поэтов, изображение темы любви, выявлять жизненную позицию автора; научиться формулировать художественную идею стихотворения, сформировать навыки лексической и исследовательской работы с текстом), так и формированию метапредметных УУД: познавательных – уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (стихотворный и литературоведческий текст); регулятивных – комментировать полученную информацию; личностных – формирование личностных ценностей на основе оценки содержания лирического произведения.
Анализируя уроки в соответствии с требованиями ФГОС, все отметили кропотливую работу педагогов по реализации требований ФГОС. Уроки соответствовали заявленным темам, их дидактическим целям, программам и учебникам. Была обеспечена новизна ситуации: новая речевая задача, новый собеседник, новый предмет обсуждения. На уроках была создана коммуникативная ситуация, что позволило установить систему взаимоотношений; смотивировать общение, презентовать речевой материал, приобрести речевые навыки, закрепить коммуникативные навыки. Прослеживалось формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных компетенций обучающихся. Также учителя отметили, что в основу каждого урока был положен деятельностный подход, учителя старались построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремились установить сотрудничество. Формы и приемы были также разнообразны: работа с текстом, выразительное и самостоятельное чтение, просмотр презентации и отрывка фильма, составление синквейна, исследовательская деятельность, создание иллюстрации. На уроках были использованы разные формы организации: групповая, работа в парах, фронтальная, что позволяло эффективно реализовать компетентностный подход. Таким образом, на всех этапах уроков обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Педагоги сделали вывод, что уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.
Завершая РМО, Оксана Валентиновна провела рефлексию. А педагоги, прочитав стихотворения, поздравили друг друга с Новым годом! Заседание прошло на высоком эмоциональном подъёме. Участники заседания приняли к сведению полученную информацию, получили необходимый заряд, наметили новые задачи в процессе своей деятельности по применению данной технологии.
Руководитель РМО Ардашова Т.Ю.